С февраля 2021 года наше дошкольное учреждение стало участником федерального проекта по развитию личностного потенциала при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее". (подробнее)
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Вид: познавательно-речевое.
Форма проведения: квест-игра.
Цель игры: систематизация и актуализация ранее полученных знаний, умений и применение навыков по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- научить дифференцировать звуки [в], [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях;
- совершенствовать логическое мышление, внимание, сообразительность;
- совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух;
- проверить и обобщить знания детей о продуктах питания;
Развивающие:
- продолжать совершенствовать устную связную речь, грамматически правильно оформленную через самостоятельные ответы детей;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание;
- закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
- воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие задачи:
- предупреждать утомляемость детей (проведение зрительной гимнастики, динамической паузы);
- продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе, а также ситуацию успеха для каждого ребенка.
Оборудование: мягкая игрушка Винни-Пуха, воздушный шарик; зеркала по количеству детей; сигнальные карточки «Дятел – молоток»; прищепки, шнурок, карточки со словами; предметные картинки на звуки [в], [ф]; свисток «язычок» на каждого ребенка; видеозапись «Угадай, что готовит мама»; интерактивная доска и ноутбук;
Методические приемы: словесный, игровой, практический, наглядный, проблемная ситуация.
Планируемый результат:
- дети умеют дифференцировать согласные звуки [в], [ф];
- обобщают полученные ранее знания о звукобуквенном анализе, умело применяют свои знания;
- дети научатся работать в коллективе и сопереживать, следовать правилам игры.
Технологическая карта НОД
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
||
1. |
Вводная часть |
Приглашает детей встать в круг. Приветствует всех. Собрались все дети в круг |
Дети с логопедом заходят в группу. Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают приветствие, улыбаются друг другу. |
1 мин. |
2. |
Организационный момент: введение в тему |
- К нам сегодня пришел очень интересный гость. Вы с ним хорошо знакомы, очень часто смотрели мультфильм про него. Отгадайте, кто же это?! Он не тучка, а медведь. Очень любит песни петь. И еще, как говорится, Рад он медом подкрепиться. - Пчелы очень рассердились на Винни-Пуха, за то, что он таскал у них мёд, и спрятали его воздушный шарик. Конечно же, Винни-Пух погостит у нас немного, но потом ему нужно будет вернуться к своим друзьям в сказочный лес. Винни-Пух просит нас найти его воздушный шарик, выполнить все задания сердитых пчел. За каждое правильно выполненное задание мы получим цветок для пчелок. |
Дети внимательно слушают логопеда. Отгадывают загадку: это Винни-Пух. |
1 мин. |
3. |
Постановка и принятие детьми цели занятия Проблемная ситуация |
По окончании беседы с помощью вопросов выясняет у детей, как они поняли поставленную перед ними цель, и как ее достичь. - Ребята, так как же мы сможем помочь Винни-Пуху? Что для этого нам предстоит сделать? |
Дети отвечают на вопросы логопеда. |
1 мин. |
4. |
Основная часть (по этапам) Артикуляционная гимнастика Дифференциация звуков. Игровое упражнение «Вспоминалки – повторялки» Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие) Упражнение «Дятел – молоток» Упражнение «Сдуй картинку» Зрительная гимнастика Игра «Слова на прищепках» Динамическая пауза Игровое упражнение «Угадай, что готовит мама». |
Для того, чтобы выполнить первое задание пчел нам необходимо присесть за столы и выполнить артикуляционную гимнастику. * Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц «Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями. * Упражнения для губ и щек «Кофейник и чайник». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой». «Горячий чай». Надувать обе щеки одновременно. Затем—сдуть обе щеки. * Упражнение для языка. «Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Подержать в таком положении на счет до 5-6. «Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «чашечку». «Делаем отбивные». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д». - Молодцы, вы справились с первым заданием, и мы получаем первый цветок. - Следующее задание для Вас и Винни-Пуха. Давайте вспомним, с какими звуками мы с Вами познакомились недавно. Логопед даёт сравнительную характеристику звуков и объясняет: - Звук [в], какой он? Звук [в] – звонкий или глухой? - Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. - Молодцы! Звук [в] – согласный, звонкий; звук [ф] – согласный, глухой. - Ребята, придвиньте зеркала. Произнесите и определите в чём сходство и различие звуков [в], [ф]. Нижняя губа касается передних верхних зубов, верхняя губа поднята. Воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. Преграда воздуху есть: губки и зубки. Логопед предлагает детям показать сигнальную карточку с изображением дятла, если они услышат звук [в], и молотка, если услышат [ф]: ва-фа-ву-фы-фо-фу-во…фара, фокус, волосы, совок, форма, волк, трава... Логопед просит сдуть картинку, где есть звук [в], а затем сдуть картинку, где есть звук [в]: жираф, волк; овощи, фрукты; туфли, валенки; шарф, варежки; диван, шкаф; совок, формочка; футбол, ворота и т.д. - Молодцы, ребята, и с этим заданием пчёл вы справились. Логопед предлагает детям выполнить упражнения для глаз: А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо — Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками. - Разогреем ладошки, потрем их друг об друга. Ладошки станут горячими и закройте ими глаза. Наши глазки отдохнули, а у нас еще цветок для пчел. Логопед предлагает составить предложения «кто-пьёт-что», «кто-пьёт – какой – сок». - Ребята, пчелы рассыпали на полянке картинки и нам необходимо из них собрать предложения. - Отлично справились и с этим заданием! Логопед предлагает выполнить физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. - Устали? Может быть, немножко отдохнем! Вставайте на зарядку! Винни- Пух, как Ванька-встанька, (Прыжки на месте) Приседай-ка. (Приседания.) Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.) Логопед предлагает детям назвать продукты питания и угадать, какое блюдо можно приготовить из них. - Ребята, Винни-Пух очень много ест сладкого. Это очень плохо. Он не знает, что есть полезные продукты и из них можно приготовить разные блюда. - Молодцы, ребята. С этим заданием тоже вы справились. Получите цветок. |
Дети садятся за столы и выполняют артикуляционную гимнастику. Ответы детей: - Звуки [в] и [ф]. - Согласный, потому что, струя воздуха встречает преграду. Звонкий. - Глухой – потому что голосовые связки не дрожат. Монологические ответы детей: - Звук [в] – согласный, звонкий. - Звук [ф] – согласный, глухой. Дети смотрят в зеркала и определяют артикуляцию звуков [в], [ф]. Дети показывают сигнальную карточку с изображением дятла, услышав звук [в], и молотка, услышав [ф]. У каждого ребенка пара картинок. Дети называют слова, определяют, в каком слове есть звук [в], а в каком звук [ф]. По просьбе логопеда сдувают нужную картинку. Дети выполняют зрительную гимнастику для глаз сидя в соответствии со словами логопеда. Дети выполняют пальминг: эффективное упражнение для глаз. Дети составляют предложения, вешают картинки в определённой последовательности на веревку, прикрепляют прищепками. - Пятачок пьёт чай. - Сова поёт молоко. - Винни-Пух пьет сок. - Винни-Пух пьет яблочный сок. Дети выполняют движения по тексту. Дети смотрят видеозапись и отгадывают, что готовит мама. - Салат. - Пшенная каша. - Бутерброд. - Суп. - Макароны по-флотски. - Омлет. - Картофель пюре с сосисками. - Рисовая каша. |
3 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. 4 мин. |
5. |
Заключительная часть: подведение итогов |
- Все задания сердитых пчёл мы выполнили, и они вернули Винни-Пуху его воздушный шарик. До свидания, любимый Винни-Пух, прилетай к нам еще!!! Ребята, о чем сегодня мы говорили на занятии? Чем отличаются эти звуки? |
Прощаются с Винни-Пухом. Ответы детей: - Сегодня мы говорили о звуках [в], [ф]. Звук [в] – согласный, звонкий. Звук [ф] – согласный, глухой. |
1 мин. |
6. |
Рефлексия |
- Ребята, я вами очень довольна. С вашей помощью можно выполнить любое задание, даже самое сложное. Чему вы научились на занятии? Что вы ещё сегодня узнали нового? Какое задание вы выполнял с большим интересом? Какое задание было сложным? |
Самостоятельная оценка детей собственной деятельности на занятии. |
1 мин. |
7. |
Постановка цели на будущее |
Винни-Пух подарил вам раскраски, которые вы будете раскрашивать, тренировать руку и тем самым готовиться к школе. Вы узнали новые звуки, как правильно их произносить и может быть кто-то из вас захочет записать звуковое письмо для Винни-Пуха? Впереди у вас новая интересная работа. До новых встреч! |
Прощаются. |
1 мин. |