Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Дошкольное образование как первая ступень образовательной системы призвано обеспечить реализацию прав ребёнка на полноценное, гармоничное развитие личности в поликультурном обществе. Дошкольное детство – период становления личности, формирования сознания ребёнка, которое происходит в процессе общения с окружающим миром и взаимодействия с предметами той культуры, в которой ребёнок воспитывается.
Целевые ориентиры образования представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ФГОС ДО). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с предметным окружением
- Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира
- Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей
Ознакомление с миром природы
- Знает некоторых представителей животного (звери, птицы, рыбы, насекомые) и растительного мира (травы, деревья, кустарники), и их отличительные признаки
- Знает характерные признаки времен года и соотносит их с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений
- Знает правила поведения в природе и соблюдает их
- Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями
- Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года
- Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений
Ознакомление с социальным миром
- Может рассказать о разных профессиях (воспитателя учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства транспорта, связи, торговли, людей творческих профессий и т.д.), о значимости и важности труда
- Знает сферы человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство)
- Имеет элементарные знания об истории человечества
- Знает название страны, ее столицу, знает символику России, узнает мелодию гимна, знает государственные праздники, имеет представления о Российской армии
- Знает название родного города, достопримечательности, культуру, традиции
Формирование элементарных математических представлений
- Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (части предметов)
- Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям
- Считает (отсчитывает) в пределах 20
- Соотносит цифру (0-9) и количество предметов
- Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда
- Оставляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения
- Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения)
- Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть
- Различает и называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб
- Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур, проводит их сравнение
- Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.)
- Обозначает взаимное расположение и направление движения объектов
- Пользуется знаковыми обозначениями
- Умеет определять временные отношения (день - неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа
- Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших
- Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу их следующего за ним в ряду
- Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1,2,5 рублей
- Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- Использует разные части речи
- Внятно и отчетливо произносит слова
- Называет слова с заданным звуком, определяет место звука в слове
- Образует однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени
- Умеет вести диалог с ребенком и воспитателем
- Содержательно и выразительно пересказывает литературные тексты, драматизирует их.
- Составляет рассказы о предметах, по картине, серии картин, из личного опыта
- Сочиняет короткие сказки на заданную тему.
- Выделяет слова в предложении
- Делит двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части (но-та, ма-ши-на)
- Составляет из слогов слова (устно)
- Выделяет последовательность звуков в простых словах
Приобщение к художественной литературе
- Сочувствует героям произведений
- Выделяет в тексте образные слова, эпитеты, сравнения
- Выразительно читает стихи (использует эмоции, жесты, мимику)
- Объясняет различия между жанрами: сказкой, стихотворением, рассказом
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Ребёнок в семье и сообществе
- Имеют представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
- Знают традиционные гендерные представления.
- Знают домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессий
- Имеют представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений, участка детского сада, парка, сквера). Выделяют радующие глаз компоненты окружающей среды (окраска стен, мебель, оформление участка и т. п.).
- Участвуют в проектной деятельности и вносят посильный вклад в жизнь дошкольного учреждения
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
- Сформирована привычка быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться индивидуальным полотенцем, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и расческой.
- Аккуратно пользуются столовыми приборами; правильно ведут себя за столом; обращаются с просьбой, благодарят.
- Следят за чистотой одежды и обуви, замечают и устраняют непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе.
- Умеют самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи
- Умеют самостоятельно, быстро и аккуратно убирать за собой постель после сна.
- Умеют самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место
- Дети старательно, аккуратно выполняют поручения, берегут материалы и предметы, убирают их на место после работы.
- Участвуют в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремятся быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда
- Самостоятельно объединяются для совместной игры и труда, оказывают друг другу помощь.
- Планируют трудовую деятельность, отбирают необходимые материалы, делают несложные заготовки
- Самостоятельно наводить порядок на участке детского сада и в группе.
- Сформированы навыки учебной деятельности
- Активно участвуют в посильном труде.
- Самостоятельно и ответственно ухаживают за растениями в уголке природы
- Имеют представления о труде взрослых, о значении их труда для общества.
- Знакомы с профессиями, связанными со спецификой родного города
- Проявляют интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы
Формирование основ безопасности
- Знакомы с правилами поведения на природе.
- Знают устройство улицы, о дорожном движении.
- Знакомы с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно- указательными.
- Свободно ориентируются в пределах ближайшей к детскому саду местности.
- Знают правила безопасного обращения с бытовыми предметами, во время игр в разное время года.
- Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Потерялся», «Заблудился»
- Знают значение работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.
- Знают правилах поведения при пожаре
- Умеют называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Изобразительная деятельность
Рисование
- Передает в рисунке форму, пропорции, предметов, умеет располагать предметы на листе бумаги; Использует разные материалы при создании рисунка;
- Свободно владеет карандашом при создании линейного рисунка;
- Использует основные цвета и сложные оттенки при создании рисунка (желто- зеленый, серо-голубой);
- Создает округлые линии, завитки, прорисовывает мелкие детали, короткие линии, штрихи; Правильно размещает изображения на листе бумаги, передает пропорции предметов;
- Изображает предметы в действии, движении; передает в рисунках сюжеты народных сказок, стихов;
- Создает узоры по мотивам разных росписей (гжель, хохлома, городец);
- Создает узоры на разных формах и силуэтах
Лепка
- Передает в лепке форму, пропорции, позу объектов, движение
- Создает скульптурные группы из двух- трех фигур
- Использует приемы декоративной лепки: налеп, углубленный рельеф
- Расписывает вылепленные предметы
Аппликация
- Создает предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению
- Создает декоративные узоры из геометрических фигур и растительных орнаментов
- Использует приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам, гармошкой
- Использует различные способы работы с бумагой: вырезание, обрывание, наклеивание полностью или частично, создавая иллюзию объема.
- Умеет использовать бумагу разной фактуры, ткань, природный материал для создания поделок
Конструктивно-модельная деятельность
- Умеет создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя и по собственному замыслу
- Умеет анализировать образец и саму постройку
- Умеет сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование начальных представлений о ЗОЖ
- Имеет представления о рациональном питании (объём пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим)
- Имеет представления о значении двигательной активности в жизни человека
- Умеет использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем
- Сформированы представления об активном отдыхе
- Имеет представления о правилах и видах закаливания
- Имеет представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье
Физическая культура
- Умеет сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
- Развиты психофизические качества: быстрота (бег на 30м)
- Сила (метание набивного мяча, прыжок в длину с места)
- Ловкость (полоса препятствий)
- Выносливость (непрерывный бег в равномерном темпе)
- Гибкость (наклон вперед)
- Умеет соблюдать заданный темп в ходьбе и беге
- Умеет сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега
- Умеет перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали
- Умеет быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу
- Умеет сохранять статическое и динамическое равновесие, развита координация в движении и ориентировка в пространстве
- Самостоятельно следит за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвует в уходе за ними
- Самостоятельно организует подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивает свои результаты и результаты товарищей
- Придумывает варианты игр, комбинирует движения, проявляя творческие способности
- Проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта
- Использует разнообразные подвижные игры, способствующие развитию качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве
- Проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол)