С февраля 2021 года наше дошкольное учреждение стало участником федерального проекта по развитию личностного потенциала при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее". (подробнее)
Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) - это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение- проявляется в неприятие ребенка,принижение его достоинства:
•враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;
•высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т. п.);
•превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Ребёнок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный.
•угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться - накажу»);
•угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребёнка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. У ребёнка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.
Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искажённой социализации ребёнка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребёнок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.
При игнорировании взрослый лишает ребёнка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребёнка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребёнка или психической патологии родителя:
•нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;
•взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;
•отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.