Пандемия внесла коррективы в нашу работу. Но специфика логопедической коррекции такова, что нам нельзя ее прерывать. Большие пропуски в занятиях у детей с ОВЗ могут "свести к нулю" все достижения ребенка. Поэтому дистанционная работа учителя-логопеда продолжается.
Дистанционная работа возможна в различных формах:
ü Онлайн занятия;
ü Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.);
ü Онлайн консультирование родителей и педагогов.
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
ü Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка);
ü Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия;
ü Подбор и подготовка игр и заданий;
ü Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий;
ü Проведение занятия;
ü Домашнее задание;
Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем).